Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Статья из сборника научных статей РГПУ им.А.И. Герцена - Организация "Центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи" в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Статья опуликована  в сборнике научных статей  РГПУ им. А.И. Герцена «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития: истоки и современность. (Санкт-петербург Издательство РГПУ им А.И. Герцена 2015)

Организация «Центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи» в  дошкольном учреждении компенсирующего вида

Ю.В. Нефедова

РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

 Л.Ю. Ратник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие условия могут быть созданы в детских садах компенсирующего и комбинированного вида, многие из которых осуществляют поиск новых форм оказания коррекционно-развивающей помощи нуждавшимся в ней детям.

В целях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы от 2210.2012 № 2148 - р, программы «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы» от 10.09.2013 № 66-рп, программы «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге на 2013-2015 годы, в части организации вариативных форм психолого-педагогической и (или)коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 7 лет» от 23.07.2013 № 52 - рп, В 2014-2015 учебном году на базе ГБДОУ детского сада № 15 Выборгского района города Санкт-Петербурга был организован «Центр сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи» (далее — Центр сопровождения), который оказывает коррекционно-развивающую помощь детям возрасте от 3 до 5 лет с диагнозом задержка психического развития, легкая и умеренная умственная отсталость, не посещающих дошкольные учреждения и имеющих особые образовательные потребности, связанные с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья. В рамках организации Центра предоставляется государственная услуга в сфере образования «Оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям в возрасте от 3 до 7 лет в условиях центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи».

Структурной единицей Центра сопровождения является группа компенсирующей направленности. Дети зачисляются в контингент воспитанников ГБДОУ. 

Основными задачами центра сопровождения являются:

- проведение специалистами Центра психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;

- оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;

- осуществление работы по адаптации и социализации детей с ОВЗ;

- включение родителей (законных представителей) детей в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая работа с детьми в Центре сопровождения  имеет комплексный характер, который обеспечивается участием в ней таких специалистов как учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При необходимости в состав Центра могут быть включены и другие специалисты. Участие  специалистов предусмотрено утвержденным для группы штатным расписанием.

В Центр сопровождения дети поступают по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК или ЦПМПК), в котором содержатся:

- обоснованные выводы о наличии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, и наличии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Все дети зачисляются в детский сад в отдельную группу. Особый режим посещения каждым ребенком детского сада прописывается при оформлении  договора с родителями.

Содержание работы, технологии и методы работы специалистов Центра определяются образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья конкретного ребенка.

Основными формами работы с ребенком в такой группе являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, совместные занятия с детьми и родителями (законными представителями) с целью обучения родителей (законных представителей) способам взаимодействия с ребенком, мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов, консультирование родителей (законных представителей).

Организация работы Центра сопровождения строится следующим образом. Дети, в количестве шести человек, делятся на две подгруппы по три человека в каждой. Одна подгруппа дошкольников  получает комплексную психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую помощь с 12.00 до 14.00, другая подгруппа – с 14.00 до 16.00 в течение четырех дней с понедельника по четверг. Для каждого ребенка  составляется индивидуальное расписание с указанием точного времени начала занятия с конкретным специалистом.

Продолжительность занятий составляет 20 минут, что соответствует возрасту и возможностям детей. Кроме того в перерыве между занятиями обязательным элементом являются динамические паузы продолжительностью в 10 минут, чтобы дошкольники имели возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой и перейти в соответствующее помещение для следующего занятия.  Таким образом, каждый ребенок имеет возможность ежедневно посетить три занятия. Организация работы Центра сопровождения предполагает также проведение специалистами ежедневных консультаций для родителей с целью уточнения, разъяснения и обучения конкретным приемам и формам взаимодействия с их детьми. Продолжительность таких консультаций составляет около 30 минут.

Недельная нагрузка на каждого ребенка распределяется следующим образом: два музыкальных занятия в подгруппах (музыкальный руководитель), одно занятие физической культурой в подгруппе (инструктор по физической культуре), по четыре индивидуальных занятия с учителем-дефектологом и воспитателем, одно индивидуальное занятие с педагогом-психологом. 

Занятия с детьми проводятся при активном  участии родителей, которые включаются при необходимости в совместную деятельность с детьми, руководствуясь рекомендациями специалистов. Такой подход к коррекционно-развивающей работе способствует, во-первых, налаживанию контакта родителей с детьми, педагогов с детьми, педагогов с родителями; во-вторых, повышению результативности выполнения конкретных заданий дошкольниками; в-третьих, формированию у родителей адекватной оценки возможностей собственного ребенка; в-четвертых, обучению родителей способам взаимодействия с ним. Если психомоторное состояние ребенка позволяет, то индивидуальные занятия с детьми могут проводиться и без участия родителей на усмотрение специалистов.

Кроме того работа Центра сопровождения предполагает также проведение вечеров развлечений, праздничных утренников для детей при активном участии родителей в них.

Все занятия проводятся в специально оборудованных помещениях: музыкальном и физкультурном залах, в кабинете учителя-дефектолога, педагога-психолога, игровой комнате, комнате для игр с водой и песком, комнате психоэмоциональной разгрузки, комнате психомоторного развития.

По достижению ребенком 7 лет с согласия родителей (законных представителей) ребенок направляется в психолого-педагогическую комиссию (школьную) для проведения его комплексного психолого-медико-педагогического обследования с целью уточнения или подтверждения ранее выданных рекомендаций по организации его дальнейшего обучения.

Педагогами Центра сопровождения ведется следующая документация:

- карта развития ребенка («Карта развития ребенка с проблемами в развитии» А.Зарин, «Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» А. Зарин);

- рабочая программа педагогов (разрабатывается в соответствии с «Положением о рабочей программе педагога» ГБДОУ)

- планы индивидуальной, групповой работы с детьми;

- графики работы специалистов Центра;

- отчет об эффективности деятельности Центра;

- журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий;

- журнал работы с родителями (законными представителями) ребенка.

Результаты работы специалистов с детьми Центра сопровождения представляются на выпускной ТПМПК и заносятся в протокол. С учетом состояния здоровья и динамики развития воспитанников возможны следующие рекомендации:

- продлить срок пребывания ребенка в группе Центра сопровождения;

- перевести в группу компенсирующей направленности на неполный день посещения детского сада;

- перевести в группу компенсирующей направленности на полный день посещения детского сада.

Таким образом, Центр сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в структуре дошкольного образовательного учреждения — это еще одна возможность сделать доступным  получение квалифицированной помощи в развитии детям, которые в силу особенностей развития на определенном его этапе в обычном режиме детский сад посещать не могут.