nachodki.ru интернет-магазин

Группа 3

Группа №3 компенсирующей направленности

для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой)

Учитель-дефектолог: Семенова Татьяна Геннадьевна

Воспитатель: Цветкова Татьяна Исааковна

Воспитатель: Сигаева Ирина Валерьевна

Помощник воспитателя: Николаева Марина Анатольевна

В детский сад наши детишки
С радостью всегда идут.
И девчонки, и мальчишки,
Очень нравится им тут!

 gr3 1   gr3 2 
Группа «Сказка» всех встречает
И уютом, и теплом.
Всех к порядку приучает,
Детский сад – второй наш дом.
 gr3 3  gr3 4
Учат здесь лепить, играть,
Песни петь и рисовать,
Сказки разные читаем
И друг другу помогаем.
 gr3 5  gr3 6

В группе весело играем,
Со спортом дружим и гуляем.
Заходите в «Сказку» к нам,
Рады новым мы друзьям!

 gr3 7  gr3 8

 

photo cvetkova

Цветкова Татьяна Исааковна – воспитатель группы компенсирующей направленности.

Образование: Среднее – специальное. Санкт-Петербург. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования педагогический колледж № 7 Санкт-Петербурга.

Специальность: дошкольное образование.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.

Стаж педагогической работы: 3 года.

Приоритетное направление в работе:

Художественно – эстетическое развитие в структуре коррекционно - воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой) в совместной деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Сенсорные основы лепки

Значение занятий лепкой с детьми состоит в том, что с одной стороны, лепка по характеру деятельности требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – эффективно совершенствует эти ощущения и восприятие. У детей важной опорой для зрения является осязание предмета, позволяющее составить его образ. Согласно исследованиям И.М. Сеченова руки определяют форму иначе, чем глаза, полнее, что связано с тем, что ощупывать человек может и те поверхности, которые скрыты от глаз. Отражение объема, формы предмета в лепке происходит на основании имеющегося осязательного опыта. Процесс лепки требует усвоения операций анализа и синтеза объемных свойств предмета, что представляет собой трудную для ребенка задачу. Целенаправленное обучение ребенка системе обследования предмета с учетом сенсорных эталонов совершенствует восприятие. Продуктивная деятельность создает условия и вызывает необходимость более подробно рассмотреть такие качества формы как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. «Задача педагога… состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности».1

Обследование предмета перед лепкой включает четыре основных этапа:

  1. восприятие целостного облика предмета (последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная от верхней точки и вниз, по главным характерным линиям; положение предмета фиксируется);

  2. вычленение основных частей предмета и определение их свойств (движение пальцев как бы измеряют соотношение глубин, определяют пространственное взаимоотношение частей);

  3. выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям;

  4. повторное целостное восприятие предмета (общее заключительное движение руки и глаза сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ), включая анализ структуры материала поверхности (путем ощупывания, надавливания).

Обследование предмета проводится первоначально под руководством педагога, позднее – самостоятельно. Обучение обследованию предметов должно учитывать возрастные особенности детей. Так, для детей раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются для обследования простые по форме и строению предметы, чтобы облегчить процесс выделения частей и определения их свойств. Обучение обследованию предметов начинают с 2 лет. Работа ведется индивидуально и в группах. Знакомство ребенка с конкретными свойствами предметов обогащает его сенсорный опыт. Детей 2-3 лет учат воспринимать предмет в целом и выделять некоторые его свойства, по которым его можно узнать.

Приведенная последовательность действий применима для обследования предметов для целей любой продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование и т.д.), но каждый вид деятельности определяет определенную специфику обследования предмета. Форма предмета в лепке передается объемно, поэтому при обследовании обращается особое внимание на осязание массы предмета, таких его свойств как плотность, фактура, форма. Следует обратить внимание детей на то, чтодвижение руки зависит от формы предмета. Лепка предполагает объемное изображение предмета, в основе которого имеется геометрическое тело. Детей последовательно знакомят с такими эталонами как шар, куб, конус, цилиндр, овал. Знакомство с формой предмета осуществляется не только в ходе обследования предметов, но и с помощью разнообразных дидактических игр. Развитию сенсорного опыта детей способствует игра «Чудесный мешочек», направленная на обследование предмета.

Особенности проведения занятий по лепке из теста

На занятиях лепкой в детском саду используются различные материалы – пластилин, глина, соленое тесто. Самый доступный и распространенный в современных условиях материал – это пластилин. Его можно приобрести недорого, цветовая палитра достаточно богата (можно купить наборы, содержащие от 6 до 18 цветов). Хороший пластилин мягкий, не крошится, отдельные кусочки его легко лепятся друг к другу, его легко резать ножом для лепки. Кроме того, он может долго находиться на открытом воздухе, не теряя своих пластичных качеств. Детей обязательно нужно познакомить с новым материалом, его свойствами, чтобы они осознали назначение пластилина. Преимуществом пластилина является то, что можно многократно изменять сложившийся образ. К недостаткам можно отнести то, что пластилин липнет к рукам, одежде, мебели, может оставить жирные следы, вызвать аллергическую реакцию, опасен при проглатывании.

Лепка из глины не менее интересна детям, чем лепка из пластилина, в первую очередь потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать и сохранять, играть с ними. Глину можно ломать, крошить, размазывать, можно просто мять, скатывать в колбаски и колобки. Следует помнить, что лепка из глины требует от педагога знания технологии подготовки материала и лепки и техники безопасности. К недостаткам глины можно отнести следующие: глина пачкает руки, по пластичности уступает пластилину, опасна при проглатывании.

Занятия по лепке из соленого теста имеют свои преимущества и особенности, обусловленные свойствами данного материала. Изготовление теста из муки, соли и воды для лепки фигур и композиций – это старинный обычай. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные рождественские сувениры из соленого теста. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали сентября, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их характерной росписью. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества. Можно выделить следующие преимущества теста (в том числе соленого) как материала для лепки:

  • мягкое, пластичное;

  • можно приготовить в любой момент;

  • легко отмывается и не оставляет следов;

  • безопасно при попадании в рот, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!

  • если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

  • можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

  • краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

  • с готовым изделием можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

  • Лепка из теста развивает мелкую моторику пальцев, улучшает координацию движений, а также предоставляет богатые возможности для фантазии. Существует два основных рецепта теста. Тесто для лепки, приготовленное по первому рецепту (300 гр. муки, 1 ст.л. растительного масла, 200 гр. воды), более мягкое. Поделки из соленого теста (2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды) можно подсушивать в духовке и использовать в играх. Тесто можно подкрашивать пищевыми красителями в процессе приготовления (красители добавляют в воду), кроме того, можно раскрашивать уже готовую поделку. Для организации занятий лепкой из теста требуется готовое тесто, подкладные доски, влажные тряпочки.

Детей знакомят с пластичными свойствами теста, учат разминать его пальцами и ладонями обеих рук. Следует рассказать детям, из чего сделано тесто, какими качествами оно обладает. Учить отщипывать кусочки теста можно в ходе занятия «Угощение для цыплят». Можно предложить детям средний кусочек теста для непосредственного знакомства с его свойствами с помощью приема разминания. В первый раз можно лепить пирожки, и показывать с этими пирожками сказку про Машу и медведя. На начальном этапе знакомства можно обучить детей и приему «шлепанье»: дети шлепают ладонями обеих рук по тесту для получения лепешки. Е.А. Янушко предлагает в процессе ознакомления со свойствами теста демонстрировать детям, как в тесте можно спрятать шарик или другой предмет, и предложить детям проделать это самостоятельно. Такие занятия не только развивают мелкую моторику, но и формируют интерес к работе с тестом. Двухлетние дети способны:

  • отщипывать кусочек теста;

  • прилеплять кусочек к основе;

  • размазывать тесто пальцем;

  • плющить тесто всей ладошкой;

  • катать колбаски;

  • катать маленькие колобочки одним пальчиком;

  • катать большие колобки ладошкой;

  • тыкать пальцем в лепешку;

  • резать стекой колбаску;

  • из готовых шариков плющить пальцем маленькие лепешки.

При лепке из теста детей знакомят со следующими приемами:

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Исходя из имеющихся возможностей, можно предлагать детям посильные задания. Детям можно предложить налепить тесто на готовую форму, слепить простые формы (колбаски, шарики, лепешки). Очень хорошо сочетать тесто с крупами и природным материалом.

Наши достижения:

В 2016 году воспитанники группы №3 совместно с воспитателем Дружининой Светланой Александровной стали победителями Первого Санкт-Петербургского фестиваля «Мы вместе» в номинации Декоративно-прикладное творчество» с коллективной работой в технике лоскутная аппликация «Колобок - румяный бок».

Семенова Татьяна Геннадьевна.
уphoto tgУчитель - логопед.
 
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж - 25 лет.

Для ранней коррекции задержки речевого развития проводится следующая работа:

- при поступлении в группу обследование детей детским врачом-психоневрологом и назначение необходимого медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Повторный осмотр врача и следующий курс лечения проводится в январе - феврале;
- проводятся консультации родителей с детским психологом.
 
После утренней зарядки воспитатель проводит ежедневную коррекционную работу, спланированную логопедом соответственно лексической теме (упражнения по развитию мелкой моторики, мыслительных процессов, внимания, уточнению произношения гласных звуков и простых согласных, словарного запаса, закреплению несложных грамматических категорий, повторению коротких стихотворений). Все задания проводятся в игровой форме. Продолжительность коррекционной работы 10-12 мин.
 

Логопед ежедневно перед зеркалом до завтрака занимается со всей группой артикуляционной гимнастикой продолжительностью 4-5 мин. Сначала включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Широкий ротик», «Сожми крепко губки», затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка». Непременные участники этой гимнастики - куклы бибабо и различные игрушки.

Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить согласные звуки без специальной постановочной работы логопеда.
 

При формировании групп для индивидуальных и подгрупповых занятий необходимо учитывать степень сформированности экспрессивной речи. В «сильную» подгруппу подбираются дети, имеющие связную речь или ее начатки, в «слабую», умеющие произносить только отдельные звуки, звукоподражания или словосочетания.

На занятиях по звукопроизношению развивается внимание к звуку, звукоподражанию, слову; уточняется произношение гласных и простых согласных звуков, вырабатывается определенная последовательность работы над звуками с учетом их формирования при нормальном речевом развитии. Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем согласные звуки раннего онтогенеза. Одновременно уделяется внимание развитию фонематического слуха, восстановлению слоговой структуры слова.
 

Часть занятий по звукопроизношению часто проходит на прогулке в виде игр, направленных на развитие психологической базы речи и фонематического слуха: «Где котенок?» (развитие внимания), «Запомни игрушки» (зрительное восприятие и память), игры на выделение изолированных гласных звуков среди других: «Самолеты» (звук [у]), «Медведь» (звук [э]), «Жеребенок» (звук [и]). Слухо-моторную координацию целесообразно развивать посредством повторения коротких стихо­творений с движениями, соответственно тексту, подвижных игр с речевым сопровождением. Ежедневная продолжительность 5-7 мин.

Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий и закреплению лексической темы планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества - песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из водички»; «Кораблик плывет по водичке», «Черепашка идет по песочку». Игры для упражнений в словоизменении: «Большой - маленький» (рисовать на песке большие предметы и маленькие - для формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Лодочки» (для согласования числительных с существительными) и т.д. Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.
 

С детьми, обладающими фразовой речью, с сентября проводятся занятия по развитию связной речи: сопряженное и отраженное проговаривание предложений, договаривание отдельных слов в предложении, составление предложений по демонстрации действий, пересказы по вопросам и с помощью логопеда, инсценирование коротких сказок. Со второй половины года появляется возможность проводить такие занятия с детьми второй подгруппы, у которых на начало года фразовая речь не была сформирована.

Для активизации биологически активных точек непо­средственно перед каждым логопедическим занятием детям предлагается растирать руки до появления теплоты. Для развития стоп мы используем массажные коврики.
 

Один раз в месяц педагогами группы  проводится кукольное представление. Перед его началом детям предлагается отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на просмотр кукольного спектакля, активизировать внимание и мыслительные процессы.

На заключительном логопедическом обследовании выявляется, какие произошли положительные сдвиги в развитии связной речи, ее понимании, звукопроизношении, грамматическом строе, увеличении словарного запаса.

На сайте учителя - логопеда Семеновой Т.Г.http://zvukarik.ucoz.ru/,  можно прочитать много полезной информации по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением речи.  Добро пожаловать на сайт!)

 

Sigaeva 1Сигаева Ирина Валерьевна

Воспитатель.

Педагогический стаж 2 года.

 

Образование:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 4 Санкт – Петербурга.

Специальность: дошкольное образование

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста

«Дети должны жить в мире красок, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

                                                                                                       В.Сухомлинский

В своей работе, я придерживаюсь позиции: «Любите то, чему учите и тех, кого учите». Не отдаваясь всей душой тому, что ты несёшь детям, не отдаваясь всей душой самим детям, не возможно зажечь их маленькие сердца, их души ответным огнём и любовью.

Приоритетное направление в работе:

Художественно-эстетическое развитие в группе компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой).

Рекомендации для родителей:

- Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;

- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;

- Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;

- Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами;

- Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли.

Рекомендации для родителей по нетрадиционной технике рисования:

 Дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду.

Дома дети чаще рисуют то, что они хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше получается.

Покажите детям новые нетрадиционные техники рисования. Постарайтесь разнообразить их досуг и увлечь их рисованием на разрешенных поверхностях и доступными материалами.

Нетрадиционные техники рисования для детей:

Рисование жесткой полусухой кистью, пальчиком, рисование ладошкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой, оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, рисование штрихом, рисование мятой бумагой, монотипия предметная, монотипия пейзажная, набрызг, кляксография с трубочкой, кляксография обычная, кляксография с ниткой, тычкование, печать по трафарету, акварельные мелки.

 Sigaeva 2  Sigaeva 2  Sigaeva 2
 Sigaeva 2  Sigaeva 2  Sigaeva 2