Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Служба ранней помощи - педагоги

 anikinaАникина Лилия Анатольевна

Учитель-логопед, дефектолог «Службы ранней помощи»

Педагогический стаж работы 22 года.

Приоритетное направление в работе
Развитие речевой активности детей:
-обеспечение речевой мотивации;
-создание условий для реализации речевого материала;
-проведение специальной работы по коррекции речевых расстройств;
-развитие фонематических представлений, анализирующего восприятия с целью подготовки детей к обучению в школе.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка.
В то же время игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В своей работе я  использую дидактические игры, направленные  на развитие как речевых, так и не речевых психических функций: восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, и проводиться как на групповых занятиях, так и на индивидуальных.

Советы родителям:

Ранний возраст - время интенсивного формирования всех органов и сензитивный (наиболее благоприятный)  период для психического развития. Это связано с пластичностью мозга  ребёнка, способностью к компенсации нарушенных функций. Поэтому особенно важно именно в этом возрасте проводить  коррекционную работу по формированию речи и других психических процессов у детей.

Коррекционно- педагогическое воздействие строится поэтапно и комплексно. Очень важна систематичность занятий и взаимодействие семьи и специалистов. И если в этот ответственный период не созданы необходимые условия, то  проявляется (усугубляется) задержка тех или иных функций, которая оказывает отрицательное влияние на дальнейший ход развития ребёнка.

Основные условия  коррекционного воздействия  «Службы ранней помощи» представлены следующими направлениями:

-расширение объёма понимания обращённой речи;

-развитие слухового восприятия;

- стимуляцию речевой продукции, развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

-развитие голоса и дыхания, чувства ритма;

-развитие зрительно- моторной координации, мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие зрительно- пространственных анализа и синтеза;

-развитие сенсорно- перцептивной деятельности, когнитивного развития в целом.

Коррекционно- педагогическое воздействие должно строится с учётом следующих принципов:

-учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка

-использования и интеграции разных видов деятельности при планировании и проведении  коррекционной работы.

Важно, чтобы ребёнку было интересно, поэтому представляем игровые упражнения, направленные на формирование психических функций (подробно можно ознакомиться с литературой в кабинете «Службы ранней помощи»)

1. «Пальчики помогают говорить»

Движения кистей рук (особенно пальцев) тесно связаны с развитием речи. Поэтому так важно ежедневно уделять внимание упражнениям на развитие мелкой моторики. Не досадуйте на малыша, если не всё будет получаться или ребёнок заменит одно движение другим, более удобным ему. Хвалите его, особенно когда он начнёт проговаривать одно- два слова потешки. Не забывайте поблагодарить в конце занятия.

 9gr 1
 9gr 2

2. «Помоги мне сделать самому»

К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики в раннем возрасте относятся: умение садиться, вставать, ходить, наклоняться за предметом, подниматься и спускаться по лестнице.

К основным навыкам мелкой моторики относятся: умения толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, опускать в отверстие, играть с водой,  брать мелкие предметы двумя пальцами.

К навыкам, связанным с умением  концентрировать  внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить по просьбе, узнавать предметы, выполнять простые поручения, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослого.

С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки- умение самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться, пользоваться туалетом, выполнять простую работу (убирать игрушки)

Чтобы выполнить какое-либо действие, ребёнку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного предмета, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Чтобы ребёнок научился выполнять действия более уверенно необходимо терпеливо и длительно обучать его. Процесс развития навыкам самообслуживания играет важную роль в развитии ребёнка. Регулярно уделяя внимания поэтапному овладению навыками, Вы каждый раз будете делать за ребёнка чуть-чуть меньше. В итоге малыш становится всё более самостоятельным, поднимается его самооценка и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Систематически и терпеливо прививая своему ребёнку навыки по самообслуживанию. Вы развиваете ориентировку в пространстве и схеме собственного тела. Предваряя очередное действие словами, Вы обогащаете словарный запас малыша. Обязательно хвалите ребёнка за самостоятельные действия. Кормление. одевание, умывание используйте для развития вашего ребёнка, побуждайте его повторить действия.

Помните, что требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действий, прежде чем ребёнок сможет использовать навык самостоятельно. Полезным будет визуальное подкрепление действий. Например: схематичные картинки, расположенные на уровне глаз ребёнка слева- направо.

9gr 3

Процесс овладения навыком не одно длинное действие, а слаженная цепочка логически объединённых отдельных действий. У ребёнка не появится желание учиться одеваться или чистить зубы только потому, что Вы хотите его научить. Поищите дополнительные стимулы, чаще прибегайте к методу поощрений. Для ребёнка самая главная награда- это Ваше внимание и искренняя радость его самым скромным успехам. Вы можете улыбнуться, обнять малыша, подбодрить, похвалить при других людях, предложить поиграть вместе в его любимую игру или почитать книгу...

Помните, что каждый освоенный навык вносит свою маленькую лепту в историю развития Вашего ребёнка.

 Удачи Вам!

 

 

 

shulakova

Шулакова Елена Камилевна

Должность – воспитатель Службы ранней помощи

Образование – среднее – специальное образование

ГОУ СПО «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Специальность – дошкольное образование

Стаж работы – 16 лет

Приоритетное направление работы – художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста с ОВЗ

Особенности художественно-эстетического развития детей раннего возраста.

Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий. Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать. Так мы стимулируем развитие творчества ребёнка. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы и явления. У них развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.

По мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Рисование в раннем возрасте имеет художественно-образную основу.

Во время лепки можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину.

 

Система занятий с пластичными материалами включает в себя знакомство с пластичными материалами и их свойствами, изготовление картинок методом надавливания и размазывания, изготовление простейших объёмных поделок, соединение деталей.

На занятиях аппликацией в качестве основного материала используется бумага. В жизнь малыша этот материал входит очень рано. Ребёнок учится захватывать бумагу в кулачок, мнёт её, рвёт и бросает.

При обучении детей от 1 года до 3 лет лучше использовать простейшие приёмы работы: сминание, разрывание, наклеивание готовых фигурок.

photo kapustinaКапустина Юлия Валентиновна

Должность – инструктор по физической культуре

Образование – среднее профессиональное образование

«Санкт-Петербургское медицинское училище № 8»,

ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Специальность – дошкольное образование

Стаж работы – 10 лет

Приоритетное направление работы – физическое развитие детей раннего возраста с ОВЗ.

Игры и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.

Ходьба на носочках.

Посадите на стул игрушку (например, птичку). Держа малыша за руку, помогите ему встать на носочки и предложите подойти к птичке тихо, чтобы она не испугалась и не улетела.

Катаем палочку.

Возьмите палочку толщиной 5 см. Посадите малыша так, чтобы его ножки доставали до пола. Поставьте его ступни на палочку и покажите, как нужно катать ногами. Пусть он попробует сделать это самостоятельно.

Ходьба по камешкам.

Наполните мешочки разной крупой, предложите малышу походить по ним босиком.

«Ползу на четвереньках»

При передвижении на четвереньках уменьшается нагрузка на позвоночник, укрепляются мышцы спины, живота, формируется правильная осанка.

 «В гости к мишке»

Предложите ребёнку поползти в гости к мишке. «Сейчас поползём в гости к мишке, он нас ждёт!»

«Соберём мячики в коробку»

Попросите малыша, передвигаясь на четвереньках, собрать в коробку разбросанные мячики.

Учимся прыгать.

Чтобы малыш научился прыгать, сначала ему нужно научиться приседать.

«Собери цветочки»

Разложите на полу несколько разноцветных лоскутков и предложите малышу «пойти на полянку и собрать цветочки в ведёрко». Покажите ему, как надо приседать, сгибая колени.

Малыши плохо воспринимают словесные указания, но с удовольствием ползают рядом.