logo





boy

Режим работы учреждения:

ГБДОУ №15 работает  пять дней в неделю
с 7.00 часов  до 19.00 часов.

Выходные: суббота, воскресенье и общегосударственные выходные дни.

Согласно действующему режиму дня в возрастных группах, прием детей осуществляется с 7.00.

Режим питания:

В ГБДОУ осуществляется 4-х разовое полноценное питание.

Питание и охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.

 

Группа №3 компенсирующей направленности

для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой)

Учитель-дефектолог, учитель-логопед: Евсеева Елена Вениаминовна

Воспитатель: Дружинина Светлана Александровна

Воспитатель: Цветкова Татьяна Исааковна

Помощник воспитателя: Гончарова Ирина Константиновна 

В детский сад наши детишки
С радостью всегда идут.
И девчонки, и мальчишки,
Очень нравится им тут!

 gr3 1   gr3 2 
Группа «Сказка» всех встречает
И уютом, и теплом.
Всех к порядку приучает,
Детский сад – второй наш дом.
 gr3 3  gr3 4
Учат здесь лепить, играть,
Песни петь и рисовать,
Сказки разные читаем
И друг другу помогаем.
 gr3 5  gr3 6

В группе весело играем,
Со спортом дружим и гуляем.
Заходите в «Сказку» к нам,
Рады новым мы друзьям!

 gr3 7  gr3 8

 

photo cvetkova

Цветкова Татьяна Исааковна – воспитатель группы компенсирующей направленности.

Образование: Среднее – специальное. Санкт-Петербург. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования педагогический колледж № 7 Санкт-Петербурга.

Специальность: дошкольное образование.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.

Стаж педагогической работы: 3 года.

Приоритетное направление в работе:

Художественно – эстетическое развитие в структуре коррекционно - воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой) в совместной деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Сенсорные основы лепки

Значение занятий лепкой с детьми состоит в том, что с одной стороны, лепка по характеру деятельности требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – эффективно совершенствует эти ощущения и восприятие. У детей важной опорой для зрения является осязание предмета, позволяющее составить его образ. Согласно исследованиям И.М. Сеченова руки определяют форму иначе, чем глаза, полнее, что связано с тем, что ощупывать человек может и те поверхности, которые скрыты от глаз. Отражение объема, формы предмета в лепке происходит на основании имеющегося осязательного опыта. Процесс лепки требует усвоения операций анализа и синтеза объемных свойств предмета, что представляет собой трудную для ребенка задачу. Целенаправленное обучение ребенка системе обследования предмета с учетом сенсорных эталонов совершенствует восприятие. Продуктивная деятельность создает условия и вызывает необходимость более подробно рассмотреть такие качества формы как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. «Задача педагога… состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности».1

Обследование предмета перед лепкой включает четыре основных этапа:

  1. восприятие целостного облика предмета (последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная от верхней точки и вниз, по главным характерным линиям; положение предмета фиксируется);

  2. вычленение основных частей предмета и определение их свойств (движение пальцев как бы измеряют соотношение глубин, определяют пространственное взаимоотношение частей);

  3. выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям;

  4. повторное целостное восприятие предмета (общее заключительное движение руки и глаза сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ), включая анализ структуры материала поверхности (путем ощупывания, надавливания).

Обследование предмета проводится первоначально под руководством педагога, позднее – самостоятельно. Обучение обследованию предметов должно учитывать возрастные особенности детей. Так, для детей раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются для обследования простые по форме и строению предметы, чтобы облегчить процесс выделения частей и определения их свойств. Обучение обследованию предметов начинают с 2 лет. Работа ведется индивидуально и в группах. Знакомство ребенка с конкретными свойствами предметов обогащает его сенсорный опыт. Детей 2-3 лет учат воспринимать предмет в целом и выделять некоторые его свойства, по которым его можно узнать.

Приведенная последовательность действий применима для обследования предметов для целей любой продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование и т.д.), но каждый вид деятельности определяет определенную специфику обследования предмета. Форма предмета в лепке передается объемно, поэтому при обследовании обращается особое внимание на осязание массы предмета, таких его свойств как плотность, фактура, форма. Следует обратить внимание детей на то, чтодвижение руки зависит от формы предмета. Лепка предполагает объемное изображение предмета, в основе которого имеется геометрическое тело. Детей последовательно знакомят с такими эталонами как шар, куб, конус, цилиндр, овал. Знакомство с формой предмета осуществляется не только в ходе обследования предметов, но и с помощью разнообразных дидактических игр. Развитию сенсорного опыта детей способствует игра «Чудесный мешочек», направленная на обследование предмета.

Особенности проведения занятий по лепке из теста

На занятиях лепкой в детском саду используются различные материалы – пластилин, глина, соленое тесто. Самый доступный и распространенный в современных условиях материал – это пластилин. Его можно приобрести недорого, цветовая палитра достаточно богата (можно купить наборы, содержащие от 6 до 18 цветов). Хороший пластилин мягкий, не крошится, отдельные кусочки его легко лепятся друг к другу, его легко резать ножом для лепки. Кроме того, он может долго находиться на открытом воздухе, не теряя своих пластичных качеств. Детей обязательно нужно познакомить с новым материалом, его свойствами, чтобы они осознали назначение пластилина. Преимуществом пластилина является то, что можно многократно изменять сложившийся образ. К недостаткам можно отнести то, что пластилин липнет к рукам, одежде, мебели, может оставить жирные следы, вызвать аллергическую реакцию, опасен при проглатывании.

Лепка из глины не менее интересна детям, чем лепка из пластилина, в первую очередь потому, что вылепленные изделия можно раскрашивать и сохранять, играть с ними. Глину можно ломать, крошить, размазывать, можно просто мять, скатывать в колбаски и колобки. Следует помнить, что лепка из глины требует от педагога знания технологии подготовки материала и лепки и техники безопасности. К недостаткам глины можно отнести следующие: глина пачкает руки, по пластичности уступает пластилину, опасна при проглатывании.

Занятия по лепке из соленого теста имеют свои преимущества и особенности, обусловленные свойствами данного материала. Изготовление теста из муки, соли и воды для лепки фигур и композиций – это старинный обычай. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные рождественские сувениры из соленого теста. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали сентября, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их характерной росписью. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества. Можно выделить следующие преимущества теста (в том числе соленого) как материала для лепки:

  • мягкое, пластичное;

  • можно приготовить в любой момент;

  • легко отмывается и не оставляет следов;

  • безопасно при попадании в рот, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!

  • если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

  • можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

  • краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

  • с готовым изделием можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

  • Лепка из теста развивает мелкую моторику пальцев, улучшает координацию движений, а также предоставляет богатые возможности для фантазии. Существует два основных рецепта теста. Тесто для лепки, приготовленное по первому рецепту (300 гр. муки, 1 ст.л. растительного масла, 200 гр. воды), более мягкое. Поделки из соленого теста (2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды) можно подсушивать в духовке и использовать в играх. Тесто можно подкрашивать пищевыми красителями в процессе приготовления (красители добавляют в воду), кроме того, можно раскрашивать уже готовую поделку. Для организации занятий лепкой из теста требуется готовое тесто, подкладные доски, влажные тряпочки.

Детей знакомят с пластичными свойствами теста, учат разминать его пальцами и ладонями обеих рук. Следует рассказать детям, из чего сделано тесто, какими качествами оно обладает. Учить отщипывать кусочки теста можно в ходе занятия «Угощение для цыплят». Можно предложить детям средний кусочек теста для непосредственного знакомства с его свойствами с помощью приема разминания. В первый раз можно лепить пирожки, и показывать с этими пирожками сказку про Машу и медведя. На начальном этапе знакомства можно обучить детей и приему «шлепанье»: дети шлепают ладонями обеих рук по тесту для получения лепешки. Е.А. Янушко предлагает в процессе ознакомления со свойствами теста демонстрировать детям, как в тесте можно спрятать шарик или другой предмет, и предложить детям проделать это самостоятельно. Такие занятия не только развивают мелкую моторику, но и формируют интерес к работе с тестом. Двухлетние дети способны:

  • отщипывать кусочек теста;

  • прилеплять кусочек к основе;

  • размазывать тесто пальцем;

  • плющить тесто всей ладошкой;

  • катать колбаски;

  • катать маленькие колобочки одним пальчиком;

  • катать большие колобки ладошкой;

  • тыкать пальцем в лепешку;

  • резать стекой колбаску;

  • из готовых шариков плющить пальцем маленькие лепешки.

При лепке из теста детей знакомят со следующими приемами:

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Исходя из имеющихся возможностей, можно предлагать детям посильные задания. Детям можно предложить налепить тесто на готовую форму, слепить простые формы (колбаски, шарики, лепешки). Очень хорошо сочетать тесто с крупами и природным материалом.

 

photo drujininaДружинина Светлана Александровна – воспитатель.

Стаж педагогической работы: 1 год.

Образование:  среднее профессиональное. АНОДПО « Институт развития образования.

Специальность: дошкольное образование.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.

 

Использование нетрадиционных техник аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А. Сухомлинский)

Занятия с детьми творчеством любого вида является неотъемлемой частью развивающего обучения.

Творческая деятельность, с применением нетрадиционных техник и материалов:

  • знакомит детей со свойствами разных материалов (бумага, природный материал, крупами, тканью и пр.);

  • закрепляет знания детей о геометрических фигурах, цветах;

  • учит выделять особенности строения различных предметов, соблюдать пропорции частей и соединять части в целое;

  • помогает детям овладевать навыками расположения предмета в пространстве;

  • способствует закреплению ориентировки на листе бумаги (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу);

  • развивает воображение, образное, конструктивное и аналитическое мышление;

  • развивает мелкую моторику и тактильное восприятие;

  • способствует формированию умения видеть окружающую красоту;

  • воспитывает усидчивость, терпение, самостоятельность, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Результат творческой деятельности ребенка сильно зависит от его заинтересованности. Поэтому, на занятиях используются дополнительные стимулы такие, как – сюрпризные моменты (приход сказочных персонажей или мультипликационных героев), игры, музыкальные произведения, просмотр презентаций на тему занятия, стихи, загадки и др. На занятиях детям также предлагаются различные пальчиковые игры, веселые физкультминутки.

Виды нетрадиционного художественного творчества:

  • Аппликация из природного материала;

  • Аппликация из круп (рис, пшено, греча, макароны, яичная скорлупа и др. – можно использовать сразу несколько видов круп);

  • Аппликация из бумаги (обрывная аппликация, аппликация из мятой бумаги);

  • Аппликация с использованием техники оригами;

  • Лоскутная аппликация;

  • Аппликация из ваты, ватного листа;

  • И др.

Рассмотрим одно из направлений нетрадиционной техники - лоскутной.

Лоскутная аппликация включает в себя много элементов: традиционную аппликацию, конструирование, мозаику, старинную лоскутную технику. Особенности самого материала (лоскутков ткани) создают большой простор для воображения и творчества. Лоскутки ткани можно складывать, сворачивать, мять, накладывать друг на друга. И вот, подбирая лоскуток к лоскутку, на картоне, обтянутом тканью, может появиться необычный пейзаж или сказочные персонажи, машинки, птички, игрушки, или другие всевозможные герои и предметы.

Этот захватывающий процесс создания аппликации позволяет ощутить детям незабываемые положительные эмоции, у них повышается интерес к занятиям. Но самое главное и важное, что, создавая аппликацию, дети приобретают и закрепляют различные знания, овладевают практическими навыками и умениями и учатся осознанно их использовать.

Рекомендации для родителей: «Как заниматься аппликацией с ребенком»

  1. Помогите ребенку выбрать сюжет.

  2. Вместе с ребенком продумайте, какие материалы можно использовать, чтобы осуществить задуманную аппликацию.

  3. Начните с небольшого рассказа. Не забудьте и во время занятия разговаривать с ребенком — комментировать, что вы делаете, называть форму предметов, их цвета и величину. Тем самым, вы будете способствовать развитию ребенка и его речи.

  4. Обязательно следите за техникой безопасности, за правильным использованием ребенком ножниц.

  5. Дайте возможность ребёнку сначала расположить детали на фоне в нужном месте и только потом следует смазывать их клеем и наклеивать, разглаживая мягкой х/б тканью или салфеткой. (При выборе клея следует учитывать материал, из которого будет составляться аппликация и возраст ребенка ( клей-карандаш или ПВА)).

  6. Время занятий с ребенком выбирается индивидуально. Лучше начать с 10 минут, постепенно увеличивая продолжительность.

  7. Обязательно приучайте ребёнка к аккуратности, учите убирать за собой после того, как закончите работу над аппликацией.

Помните, на занятиях по творчеству, ребенок должен получать не только знания и навыки, а так же радость, удовольствие, быть счастливыми от полученных успехов. Не забывайте поощрять желание ребенка заниматься творчеством. Будьте терпеливы и никогда не критикуйте творчество ваших детей.

Наши достижения:

В 2016 году воспитанники группы №3 совместно с воспитателем Дружининой Светланой Александровной стали победителями Первого Санкт-Петербургского фестиваля «Мы вместе» в номинации Декоративно-прикладное творчество» с коллективной работой в технике лоскутная аппликация «Колобок - румяный бок».

 


photo evseeva
Евсеева Елена Вениаминовна – учитель-дефектолог.

Стаж педагогической работы:  9  лет.

Высшая квалификационная категория.

Образование:

1. Санкт-Петербургский Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (факультет коррекционной педагогики кафедра олигофренопедагогики), диплом бакалавра образования.

2.Санкт-Петербургский Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (факультет коррекционной педагогики кафедра олигофренопедагогики), диплом с отличием магистра образования по направлению педагогика.

Специальность: педагогика.

Квалификация: олигофренопедагогика.

Сфера профессиональной компетентности направлена на:

  • сенсорное воспитание и развитие внимания (развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи);
  • формирование мышления (создание у ребенка ориентировки в наглядно-бытовых ситуациях, предоставление ему возможности самостоятельно действовать в пределах этой ситуации, обобщение и систематизация представлений об окружающем, развитие основ логического мышления – всё это важная составная часть подготовки ребенка к школьному обучению и последующей социализации);
  • формирование элементарных математических представлений (развитие восприятия и формирование перцептивных действий – проб, примеривания, зрительного соотнесения с постепенным переходом к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане, в результате, ребенок упорядочивает, преобразовывает, сравнивает множества, что очень важно для развития мышления и познавательной деятельности в целом;
  • ознакомление с окружающим (формирование у ребенка целостного восприятия и представления о предметах и явлениях окружающей действительности, создание чувственной основы для речевых обобщений);
  • развитие речи и формирование коммуникативных способностей (развитие понимания речи окружающих, обогащение и активизация словаря ребенка, обучение связной речи, формирование грамматических навыков, обогащение речевой практики ребенка);
  • подготовка к обучению грамоте (формирование речевого и фонематического слуха, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму и элементарное обучение грамоте).

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности. 

 Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой» Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде,  глине, дереву и бумаге.  В  «возне»  с ними заключен большой  смысл: ребенок занят делом,  он знакомится с материалом,  изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.

Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может,  не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

Замещение. «Представь, что...» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и   т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!