Здесь нашел интересный обзор

Как играть с ребенком? Что такое психологические игры?

Психологическими называются игры, которые представляют собой смоделированную ситуацию, в которой человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширить свои представления как о себе, так и  об окружающем мире. Посредствам психологических игр можно развивать коммуникативные способности ребенка, т.е. его способности общаться, включать в определенный социум- детей, взрослых.

С помощью психологических игр можно формировать и развивать нравственные и волевые качества личности ребенка, внимание, память, логическое мышление, внутренний мир.

Главный вопрос – когда же играть? Например, вы оказались в такой ситуации, что сидите в очереди в поликлинике. И вам, и ребенку скучно, а очередь движется еле-еле. Чем же заняться? Не ждите, пока ребенок раскапризничается, поиграйте с ним в словесные игры. Такая  игра развивает умственные способности, и время с ним пролетает незаметно. Если ребенок не говорит, то читайте с ним его любимые книги. Рассказывайте про героев книжки, провоцируйте ребенка, специально, путая кто есть кто в книге, перепутывая кто, что делает и т.д.

Игра - это тоже нагрузка для ребенка, особенно маленького, и он может устать. Поэтому рекомендуется играть в игры, которые требуют умственной или физической нагрузки, играть в дневное время. Вечером лучше предпочитать играть более спокойные.

Главная проблема взрослых в игре с ребенком заключается в том, что взрослые забывают, с кем имеют дело. Нам (взрослым) сложно поставить себя на уровень развития ребенка и при этом сохранить направляющую роль.

Не нужно смотреть на ребенка с высока своего опыта, это ВАШ опыт!!!! Игра научит его всему, но постепенно, так, что бы он смог усвоить все новое (свой опыт) дозировано.

Главная цель игры - положительные эмоции и удовольствие от обучающей деятельность.

Существуют несколько правил, которые нужно соблюдать в общении с ребенком.

  1. Во время игры с ребенком не будьте занудой.
  2. Не ждите быстрых результатов.
  3. Осторожнее с подсказками.
  4. Подумайте, подходит ли эта игра по развитию.
  5. Игра - помощник в формировании характера.
  6. Игры должны быть разнообразными.
  7. Во время игры учитывайте половую принадлежность ребенка.
  8. Оставляйте ребенку в игре свободу.

Игра с ребенком – это бесценное время, не упустите его!

Игры, развивающие эмоции ребенка.

«Мешочек со злостью»

Эта психологическая игра в чистом виде. Она особенно полезна и нужна в том случае, если ребенок склонен к агрессии. Игру лучше всего применять в домашнем общении-с помощью нее можно избегать многих классических грубых сцен, которыми сопровождается развитие практически каждого ребенка. Рекомендуемый возраст детей – от 3-х лет (и периоды возрастных кризисов вообще).

Для игры потребуется небольшой мешочек из плотной ткани с завязками.

Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится на душе, можно класть именно в него. После этого ставится обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом смысле.

«Без обиды»

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка конструктивной критике. Научить ребенка давать выход своим эмоциям в необидной для окружающих форме, критиковать не человека, а его конкретное поведение.

Рекомендуемый возраст -5-7 лет.

Попросите ребенка вспомнить все те обидные выражения, которые он употребляет по отношению к другим в случае своего недовольства.

Запишите каждое выражение на каждый листок, а затем объясните ребенку правила игры: каждое обидное выражение заменяем не обидным. При этом нужно неукоснительно соблюдать правила выражения эмоций.

  1. Нельзя выражать свое недовольство человеком в целом (например, говорить «ты глупый»)- можно лишь выразить недовольство его конкретным поступком («сейчас ты поступил не очень умно»).
  2. Обязательно нужно говорить о своих чувствах, если что-то не нравится («Мне не нравится, как поступил», «жалко, что так получилось»).
  3. Нужно не просто выражать свое недовольство, а предлагать какие-то конкретные пути решения проблемы.
  4. Нельзя унижать человека, критикуя его.

Следите за тем, чтобы замена слов по смыслу и словарному составу была соответствующей возрасту ребенка, потому что следующий шаг игры - использование этих выражений на практике. Все должно звучать совершенно естественно.